МАОУ лицей №8 имени Н.Н. Рукавишникова г. Томска
город Томск
  • О школе

    Полное наименование: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей №8 имени Н. Н. Рукавишникова г. Томска

    Сокращенное наименование: МАОУ лицей №8 имени Н. Н. Рукавишникова г. Томска

    Дата внесения в ЕГРЮЛ: 06.12.2002

    Контакты
    Режим работы
    Информация об учредителе:
    Учредитель: Департамент образования администрации  Города Томска

    Руководитель: Савенков Максим Георгиевич

    Юридический адрес: 634021, г.Томск, ул. Шевченко, д. 41а

    Фактический адрес: 634021, г.Томск, ул. Шевченко, д. 41а

    Телефон: (3822) 90-99-44

    Сайт: http://www1.admin.tomsk.ru/pgs/6i

    e-mail: departament@obr.admin.tomsk.ru

      Реквизиты банка (Бюджет и внебюджет)

    Получатель ДФ АТ (муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 8 имени Н.Н. Рукавишникова г. Томска)

    ИНН 7018039509

    КПП 701701001

    Р/Счет 40701810300003000001

    Банк Отделение Томск г. Томск

    БИК 046902001

    Информация о филиалах:

    Филиалов в ОУ нет

    История школы

    Первые годы

    Основание, (или в переводе на человеческие мерки – «рождение») и первые годы работы школы пришлись на предвоенное время. Строительство её началось весной 1936 года. Здание школы было построено всего за несколько месяцев, и уже в сентябре она распахнула двери для своих первых учеников. Вера, надежда, любовь поселилась в стенах нашей школы 1936, когда на месте пустыря был заложен фундамент школы. Трудно строили новую школу. Не хватало рабочих рук. И тогда за дело взялась молодёжь. Дружно, с верой в светлое будущее, с надеждой на лучшее, с любовью к своей Родине, комсомольцы строили СВОЮ школу. Еще не были закончены все работы, а шумливая детвора заполнила классные комнаты. Прозвенел первый звонок, возвещавший о начале занятий. В то время мальчики и девочки обучались раздельно. И с самого своего основания школа №8 была мужской. Первым её директором стал учитель физики Томилов Наркис Дмитриевич. Но мирная жизнь продолжалась недолго – началась Великая Отечественная война…

    Любой врач скажет, чем раньше начать закалку организма – тем выносливей и здоровей будет человек. Закалка нашей школы пришлась на военные годы. Суровое время не только не сломило учеников и учителей, но и еще больше сплотило коллектив и заложило основы замечательных традиций.

    В первые месяцы войны Наркис Дмитриевич ушел добровольцем на фронт. Вместе с ним ушли многие его коллеги и ученики – выпускники 1941 года. Среди них Юрий Серебров, Вячеслав Покрышкин, Владимир Алехнович, Туркевич Владимир Кузьмич, рядовой, погиб 25.10.1941 Калининская обл.,  Медведовский район, д. Степановка, Пинегин Павел Лукич, лейтенант, погиб в бою 16.05.1942г., Шахов Ювеналий Феликсович, рядовой, погиб в бою 22.04.1945, Восточная Пруссия г. Фишхаузен, Братья Кравченко, Щукин Борис, стрелок – радист, погиб при выполнении боевого задания (сгорел в бомбардировщике). Многие не вернулись домой, пали как герои. Погиб и Наркис Дмитриевич, мл. лейтенант, 04.01.1942г. погиб в фашистском плену.

    Из воспоминаний полковника в отставке Геннадия Ивановича Щукина, выпускника 1939г., участника Великой Отечественной войны: «В армию я ушел с первого курса института. В феврале 1940 г. из числа студентов младших томских вузов был сформирован в г. Кемерово саперный батальон, который ускоренно готовили к боям на советско-финском фронте. Но мы опоздали. Там справились без нас. Зато несколько десятков Томичей, в том числе и я, поехали учиться в Иркутское авиационно-техническое училище, где готовили командиров Красной армии… Вместе с Александром Николенко и Тимофеем Чефоновым мы прошли всю войну».

    Во время войны в Томске любое более-менее подходящее здание приспосабливали под военные госпитали. Раненых привозили с вокзала сами учащиеся вместе с учителями. Классы нашей школы превратились в операционные и палаты для раненых фронтовиков военных госпиталей №1229, 1507, 3614.. Но учебный процесс не прерывался ни на один день. Занятия проходили в три смены с 8 утра до 10 вечера в холодном помещении. Учебников не хватало, тетради шили из обоев, а зачастую просто писали на газетах. Не хватало не только школьных принадлежностей, но и еды. Ребятам приходилось вставать в 3-4 часа утра и занимать очередь в магазине, чтобы получить маленький кусочек хлеба и паёк. Осенью сами заготавливали дрова. Но, несмотря на эти трудности, ребята старались учиться на «4» и «5». В конце каждой четверти лучшему классу отличников передавалось Красное знамя школы.

    Каждый день после занятий ученики шли к раненым бойцам. Дежурили по очереди в палатах, ухаживали за ранеными, писали под их диктовку письма, организовывали концерты. Но школьники хотели чем-нибудь помочь фронту. Тогда появилась идея объединить усилия школ Кировского района города Томска и собрать деньги на изготовление танка. Собрали 30 тысяч рублей, которые отослали в Москву. Вскоре из столицы пришел ответ, что эти средства были отосланы на одно из оборонных предприятий Свердловска. Там собрали танк, который назвали «Кировец». Нашу школу отметили отдельно как самую активную в сборе средств. А так же за то, что собрали больше всех в районе консервных банок и макулатуры. За это школа получила почетную грамоту, подписанную Сталиным. В то время подобная награда была дороже самой большой денежной премии.

    В коллективе средней школы трудились ветераны и участники войны:

    1. Соколов Иван Александрович, учитель физики и математики
    2. Ракин Константин Алексеевич, учитель физкультуры
    3. Куликов Дмитрий Иванович, учитель физики

    В 1948 году знаменательное событие: первые «золотые» медалисты школы:

    Земсков Леопольд

    Куперт Юрий

    Филимонов Вадим

    Объединенная школа

    В 1954 году мужская школа №8 становится совместной средней школой № 8. В учреждение перевели несколько  классов девочек из соседних школ №1 и № 10. Как вспоминает Анна Ивановна Титова, завуч школы, мальчики сами изготавливали приборы для кабинетов химии и физики. Мастерскую и гараж, которые и сейчас стоят на территории школы тоже построили сами ребята.

    В то время моей школе было уже почти 20 лет. Для человека это время поисков, интересных открытий и проявления здоровых амбиций. Время заявить о себе. В эти годы школа №8 становится примером для многих учебных заведений города. 

    Помимо учебной работы, школа активно живет общественной жизнью. В Томске на улице Кузнецова появилась аллея тополей, которую посадили мальчики старших классов. Право ухаживать за молодыми деревцами как эстафету передавали малышам из начальной школы. Яблони, липы и рябины по проспекту Кирова тоже посадили ребята из нашей школы.

    Демонстрации 1 мая и 7 ноября были для всех школьников  настоящим праздником. К ним готовились все вместе заранее. Колонна нашей школы всегда выглядела нарядней других. Много было самодельных плакатов, бумажных цветов, ярких флажков. А на первомайских демонстрациях и веточек тополей с распустившимися зелеными листочками.

    В 1958 году пионерской дружине школы было присвоено имя Героя Советского Союза, молодогвардейца Олега Кошевого. А комсомольская организация удостоена звания «Молодая гвардия». Это была большая честь для школы и для её учеников. С этого момента вся жизнь школы была связана с героями-молодогвардейцами. За успехи в учебе, активную общественную жизнь и главное – за сбор материалов о «Молодой гвардии» пионерские отряды и комсомольские группы боролись за право носить имена героев.  Присвоение имени проходило в торжественной обстановке на сборах, митингах пионерских слетах 9 февраля – день памяти отважных краснодонцев.

    Самыми яркими воспоминаниями школьных лет была работа в пионерских и комсомольских организациях. Наши школьные пионерская и комсомольская организации были одними из лучших в районе.

    Какие замечательные вожаки были у ребят! Это:

    Карташов Юрий Павлович

    Исмагилова Надежда Михайловна

    Самойленко Любовь Александровна

    Музей «Молодая гвардия»

    60-е годы стали особым временем для моей школы. В ее стенах появился музей «Молодая гвардия». Он был создан в память о героях подпольной комсомольской организации, боровшейся в годы Великой Отечественной войны за освобождение территории Донбасса от фашистов.

    Школа отметила 30-летний юбилей. Для человека 30 лет –  это время зрелости,  стремления к лучшему. Период, когда человек переживает расцвет жизненных и духовных сил. В эти годы в школе № 8 появился музей «Молодая гвардия». Именно он станет стержнем и основным направлением в дальнейшем развитии учащихся и учителей.

    Музей стал достопримечательностью не только нашей школы, но и всего Томска.  Его открытию предшествовала большая работа, которую провели учителя и учащиеся школы. Все началось с присвоения в 1958 году пионерской организации школы №8 г. Томска имени Олега Кошевого, Героя Советского Союза, комиссара подпольной организации «Молодая гвардия» из города Краснодон.

    Среди учеников началось соревнование за право поехать в город Краснодон. В августе 1961 года победители соревнования побывали на родине молодогвардейцев, встретились с их родственниками.

    У участников поездки родилась идея установить памятник  О. Кошевому у здания школы. Возвратившись домой, учащиеся начали сбор средств на памятник – собирали макулатуру и металлолом, работали в совхозе. Всю эту работу возглавил старший пионерский вожатый Юрий Павлович Карташов, с которым ребята были очень дружны.

    Проект памятника создал томский скульптор Данилин, отлили скульптуру рабочие электромеханического завода. Открытие памятника состоялось 20 сентября 1963 года.

    Спустя несколько лет, в феврале 1969 года в школе был создан и  музей «Молодая гвардия». Его бессменным руководителем на протяжении многих лет стала Ирина Сергеевна Лебедева  – преподаватель русского языка и литературы.

    Основным направлением работы музея стало военно-патриотическое воспитание. Постепенно в школе сложилась традиция – ежегодно проводить молодогвардейские декадники. Начинались они 9 февраля, в день памяти молодогвардейцев. Многие выпускники принимали в этом участие и помнят свои заседания совета музея, председателя которого избрали сами дети. Первым председателем был Хромин Саша.

    Встречи с родственниками краснодонцев, например, в нашей школе за время существования музея побывали Ефросинья Петровна Шевцова, Елена Николаевна Кошевая, мамы Любы Шевцовой и Олега Кошевого.

    На торжественной линейке подводились итоги работы школы, давались задания классам. 9 февраля в школе был особым днем – у памятника Олегу Кошевому и портретов героев-краснодонцев выставлялся почетный караул, и на протяжении десяти дней проводились конкурсы сочинений, чтецов, стенных газет, посвященных молодогвардейцам, в стенах музея проходили торжественные митинги комсомольские собрания и пионерские сборы. Экскурсоводами были сами школьники. В год они проводили 150-180 экскурсий. Их посетили несколько тысяч человек – детей и взрослых. На экскурсии приезжали не только жители области, но и из соседних городов. Впоследствии музей получит паспорт филиала государственного музея города Краснодона.

    Вся жизнь в школе многие годы была связана и вращалась вокруг музея. Когда спрашивали о 8-ой, то говорили: “А это та, в которой музей “молодогвардейцев”. Нашу школу узнавали по музею.

    Коллектив учащихся и учителей школы все время вовлекался в интересные дела. Это конкурсы чтецов, конкурс политической песни, инсцинирование песен, просмотры художественной самодеятельности, игры “Зарянка”, “Орленок”, участие в спортивных соревнованиях разного вида. А туристические поездки в Тбилиси, Москву, Ленинград, Киев, походы на природу, песни у костра. Вся школа ликовала, когда узнали, что в нашей школе учится,  космонавт Рукавишников Н.Н. К встрече готовились долго. Дважды побывал космонавт в нашей школе, беседовал с ребятами, отвечал на вопросы, подарил фотографии. Это были надолго запомнившиеся моменты жизни. А школа росла, набирала опыта, рос ее авторитет в городе. Многие хотели учиться именно в школе №8. Возглавлял ее долгие годы учитель физики Лютаев Инокентий Максимович, заслуженный учитель РСФСР. О нем отзываются выпускники и педагоги очень тепло, как об удивительном человеке, директоре, организаторе. А жизнь текла своим чередом, в школе работали кружки (математические, химические, исторические). Проводили школьные вечера, комсомольские и пионерские сборы. Выпускали классные газеты и многое другое.

    70-е годы стали расцветом для школы. В это время она становится базовой школой Министерства просвещения РСФСР. Ее педагоги проводят «Школы передового опыта» для учителей города и области по предметам: математика, физика, русский язык и литература, а так же по основам начального обучения.

    Только в 1966 году школа выпустила пять 11-х и пять 10-х классов. И все, кто поступал в институт (вспоминает заслуженный учитель математики РСФСР Вера Ивановна Ломова) поступили. Конечно, успехи учеников были бы невозможны без колоссального трудолюбия, терпения и энтузиазма педагогов. Преподавателей всегда отличали высокая профессиональная культура, подлинная интеллигентность и доброжелательность. При этом учителя умели быть строгими и требовательными, когда это было необходимо.

    40 лет в жизни человека – определенный рубеж. Это зрелая личность со своими, уже устоявшимися, взглядами на жизнь. В это время приходят признание его заслуг и опыта. Накоплено достаточно знаний, человек полон сил. Он многого добился, но стремится достигнуть более высоких вершин. Точно так же и нашу школу 40-летний юбилей поднял на новый уровень.

    Коллектив учащихся и учителей школы все время вовлекался в интересные дела. Это всевозможные конкурсы, игры, спортивные соревнования разного вида. Традиционными стали туристические поездки по городам СССР, походы на природу, песни у костра. В школе работали кружки – химические, математические, исторические. Жизнь была насыщенной – проводили школьные вечера, комсомольские и пионерские сборы, выпускали классные газеты. Ребята сами проводили генеральные уборки в школе, дежурили. В это время директором школы был учитель физики Лютаев Иннокентий Максимович, заслуженный учитель РСФСР. Завучами были Анна Михайловна Муравьева и Ольга Филипповна Лукутина, которая впоследствии пришла на смену Иннокентию Максимовичу. В школе трудились замечательные педагоги, влюбленные в свою профессию – Томилова Ия Сергеевна, Матусова Ольга Яковлевна, Ломова Вера Ивановна, Соколов Иван Александрович. В школе всегда было организовано самообслуживание, дежурили, наводили порядок и чистоту, сами дети проводили генеральные уборки, сдавали друг другу дежурства, выпускали сатирические газеты. За этим следили наши замечательные, талантливые и почти бесценные завучи Анна Михайловна Муравьева и Лукутина Ольга Филлиповна, ставшая директором после ухода И.М.Лютаева на пенсию, проработавши 2-3 десятка лет. В школе также трудились замечательные учителя: Томилова Ия Сергеевна – заслуженный учитель РСФСР, Матусова Ольга Яковлева – отличник просвещения, Ломова Вера Ивановна, Кислицына Антонина Федоровна. Заслуженные учителя республики. Калинов Анатолий Васильевич, Ладыгина Анна Максимовна, Булатова Зоя Павловна, Лебедева Ирина Сергеевна, Изотова Антонина Алексеевна, Шмелева Зинаида Филипповна, Шелехова Александра Филипповна, Соколов Иван Александрович – все отличники просвещения, влюбленные в свою профессию люди. Их преданность школе, кипучая энергия, творческий подход ко всему заражали и учителей, и ученические коллективы. Их деятельность в школе – это отдельная и памятная страница в истории школы. Они были учителями не только для своих учеников, но и для молодых учителей новой их смены.

    Вся  школа тщательно готовилась к встрече с космонавтом Николаем Рукавишниковым. Когда-то он тоже учился в ее стенах. Дважды он побывал в нашей школе. Беседовал с ребятами, отвечал на вопросы, подарил фотографии.

    50-летний юбилей

    В 80-е годы школа отметила свой полувековой юбилей.

    Что такое 50 лет для человека? Это возраст, когда у многих уже есть не только дети, но  и внуки – большая дружная семья. Когда сформировались традиции и уклад жизни. Когда авторитет человека и его слово имеют большой вес. Это возраст, когда, несмотря на крепость организма, все же нужно позаботиться о здоровье.  Удивительно, но наша школа в это время прошла те же этапы. И именно в 50 лет школа №8 была поставлена на первый капитальный ремонт.  

    За столь долгий срок, 50 лет, в школе сложились добрые и славные традиции. Это пионерские и комсомольские слеты, смотры и конкурсы. Турпоходы по родному краю, спортивно-военные игры, почетный караул и возложение цветов к памятнику О. Кошевого в день гибели молодогвардейца. Шефство над престарелыми и ветеранами, выпуски школьных газет, сборы макулатуры и металлолома, работа школьного трудового лагеря «Солнечный», и многое другое.

    К 80-м годам сложилась еще одна замечательная традиция. Выпускники нашей школы старались привести и записать сюда своих детей и внуков. Только в свою, только в восьмую.

    Время пустоты

    Наступили 90-е годы. Время сложное для всей страны и для нашей школы. Не стало ни пионерской, ни комсомольской организаций. Не стало общественной работы. Все потеряло краски, потускнело. Ничего примечательного в жизни школы не произошло и с новыми подходами в области народного образования.

    В жизни человека 60 лет – сложный период. Большая часть жизни прожита, оставлен след в судьбах  людей, с которыми человек общался и дружил. Для моей школы этот возраст стал переломным. Произошла переоценка ценностей в обществе и это не могло не отразиться на жизни школы. Но школа №8 даже в столь нестабильный период истории смогла выстоять и сохранить самое ценное – свой авторитет и традиции.

    В 1991 году  прекратил свою деятельность и был закрыт музей «Молодая гвардия». К сожалению, в начале 90-х годов прошлого века, экономические и политические события привели к  изменениям в коллективе педагогов. В коллективе появилось много молодых начинающих учителей. Они пошли по стопам любимых учителей и, пожалуй, в самое трудное для школы время поддержали ее и помогли сохранить ее традиции.

    В 1997 году после долгого перерыва в школе была создана своя новая детская организация которую назвали «Дельта». Возглавила ее старшая вожатая Коротенко Наталья Евгеньевна. В «Дельте» занято более ста ребят. Именно они являются зачинщиками и организаторами интересных и необычных дел. «Праздник – город мастеров», «Самый классный классный», участие в городском КВНе, в акции «Мы хотим жить», конкурс «Вожатый года», где Наталья Евгеньевна заняла первое место в городе.

    Так, несмотря на хаос в умах и мировоззрениях в обществе, школа смогла отстоять свое право на возможность развиваться и следовать своим путем.

    Новое тысячелетие

    В августе 2000 года школа была переименована в муниципальное общеобразовательное учреждение, среднюю общеобразовательную школу №8.

    Важным событием 2006 года стало празднование юбилея -70 лет со дня основания школы №8. Долго готовились к вечеру встречи, на который пришли и учителя и выпускники многих лет. Оформили стенды на втором этаже из фотографий по истории школы. Современным поколением учащихся школы было задумано и сделано очень много в ходе подготовки праздника.  Коллектив учителей и учеников прекрасно осознавал, что новая страница в истории школы не может быть написана, если не прочитаны предыдущие. Поэтому 2005-2006 учебный год стал временем основательного изучения истории школы №8. Главным аккордом стал торжественный вечер встречи выпускников.

    Фейерверк радости, благодарности учителям всех поколений стал ярким подтверждением того, что школа №8 – явление уникальное в образовательном пространстве города Томска.

    На протяжении всего своего существования восьмая школа была и остается одной из самых лучших, а ее педагогический коллектив – одним из самых сильных в Томске. В нашей школе ученики и учителя – как большая семья. Это единение остается неизменным на протяжении всех лет существования и работы школы. Чувство гордости за коллектив и чувство локтя – это не пустые слова. Многие педагоги проработали в школе 30-40 лет. Среди них:

    Почётный работник общего образования – 4 человека (Зиновьев Н.П., Луканина М.Ю., Плеханова Т.Б., Рудакова Н.А.)

    Отличник народного просвещения – 2 человека (Губайдулина А.Я., Шишкина Н.Б.)

    Почётная грамота Министерства образования – 6 человек (Кулькова Н.А., Комиссарова Н.Н., Миргородская М.П., Сосновская Н.П., Сибова Н.Г., Бурцева Е.В.)

    Благодарность Министерства по туризму и спорту РФ – 1 чел. (Мальцева Н.В.)

    Почетная грамота Министерства по туризму и спорту РФ – 1 чел. (Мальцева Н.В.)

    Нагрудный знак отличия “За заслуги в сфере образования” III степени”. – 1 человек (Бурцева Е.В.)

    Кандидат технических наук – 1 человек (Вакулина О.В.)

    Аспирант – 1 человек (Батракова К.А.)

    Победитель приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО) – 4 человека (Бурцева Е.В., Луговская Е.В., Миргородская М.П., Чолокоглы А.О.)

    Победитель конкурса на назначение стипендии Губернатора Томской области лучшим учителям областных государственных и муниципальных образовательных учреждений Томской области  – 5 человек (Луговская Е.В., Миргородская М.П., Бурцева Е.В., Хохлова О.Д., Чолокоглы А.О.)

    Победитель на назначение стипендии ТГУ – 1 человек (Шумская Л.А.)

    Лауреаты премии Томской области в сфере образования, науки, здравоохранения и культуры в номинации «Педагогические работники общеобразовательных учреждений» – 3 человека (Антонова Е.Е., Бурцева Е.В., Плеханова Т.Б.)

    Лауреат премии города Томска в сфере образования – 1 человек (Колесникова З.Г.)

    Лауреат межрегионального конкурса лучших учителей физики «От школьной физики – к высоким технологиям» – 2 человека (Вакулина О.В., Золотовская Т.Б.).

    Победитель Всероссийского конкурса школьных учителей России фонда Дмитрия Зимина «Династия» в номинации «Молодой учитель» – 2 человека (Остапова М.В, Батракова К.А., учителя биологии)

    Юбилейная медаль «70 лет Томской области» – 2 человека (Сибова Н.Г.,  Шишкина Н.Б.)

    Методические объединения педагогов – это настоящие творческие союзы. География, математика, русский язык и литература и другие предметы благодаря творческому подходу преподавателей стали интереснее и ближе для учеников. В совместной работе появлялись авторские программы, разработки конкурсов, новые методики преподавания предметов.

    Профессиональный уровень учителей проявляется в умении сочетать изучение программного материала с перспективой роста учащихся, в формировании у детей заинтересованного отношения к предмету, а так же в умении найти наиболее одаренных учеников.

    Многие из выпускников нашей школы вернулись в её стены уже профессиональными преподавателями. Сейчас здесь несут знания:

    Сибова Н.Г. – заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе,

    Юрьева Л.М. – учитель истории;

    Луканина М.Ю. – учитель русского языка и литературы;

    Дунаевская В.В. – учитель начальных классов;

    Киселева Н.А. – учитель начальных классов;

    Иванченко О.Ю. – учитель начальных классов;

    Лазаренко Т.В. – учитель математики;

    Ярец С.А. – учитель английского языка;

    Зарембо Ю.С. – учитель русского языка и литературы.

    За все время существования восьмой школы ее коллектив возглавляли 10 директоров.

    1. Томилов Наркис Дмитриевич (1936-41 гг.)
    2. Чубрик Валентина Алексеевна (послевоенные годы)
    3. Лютаев Иннокентий Максимович (1953-74 гг.), Заслуженный учитель РСФСР
    4. Лукутина Ольга Филипповна (1974-84 гг.), Заслуженный учитель РСФСР
    5. Сваровская Ю.Ф. (1984-1986 гг.)
    6. Шевцова Вера Николаевна (1986-93 гг.)
    7. Епанешников Сергей Павлович (1993-97 гг.)
    8. Першин Геннадий Викторович (1997-2001 гг.)
    9. Буркаева Надежда Николаевна (2001-2016гг.), Заслуженный учитель РФ
    10. Чолокоглы Алина Олеговна (2016 г.- по настоящее время)

    Каждое поколение оставило в этих стенах свой, неизгладимый след. Все эти годы моя школа прожила насыщенно и интересно. И ни один из периодов ее существования нельзя назвать простым – история школы переплетается с историей всей страны. Если рассказывать о школе все – можно будет целую книгу написать, а может, даже и больше… Ведь наша школа – это огромный мир, особенный, необычный и ни на что не похожий. Многие организации – ровесники моей школы и даже младше ее не смогли за десятилетия сохранить свои традиции, утратили свои идеи и даже перестали существовать. Но только не моя школа!

    8 мая 2009 года, в канун Великой Победы, на здании школы была открыта мемориальная доска, посвященная памяти военных лет. В граните увековечена славная история восьмой школы и то, что в ее стенах был размещены военные госпитали.

    В канун 75-летнего юбилея произошло знаменательное событие: школа №8 стала лицеем, которому присвоено имя выпускника нашей школы дважды героя Советского Союза лётчика-космонавта Николая Николаевича Рукавишникова.

    23 января 2014 года, в лицее состоялся митинг, посвященный открытию мемориальной доски и памяти Сергея Александровича Белова, выпускника школы, Заслуженного мастера спорта СССР, заслуженного тренера России, олимпийского чемпиона, двукратного чемпиона мира, четырехкратного чемпиона Европы, многократного чемпиона СССР, чемпиона России.

    Право открыть мемориальную доску было предоставлено Акатаеву Ч.М., заместителю Губернатора Томской области по социальной политике и Немцеву Марку, ученику 11 класса, отличнику в учебе, спортсмену – перворазряднику.

    Участницей этого мероприятия стала одноклассница Сергея Белова Коврижных (Абрамова) Татьяна Георгиевна, выпускница 1962  года. Татьяна Георгиевна стала одним из инициаторов по открытию мемориальной доски памяти Сергея Белова и информационного стенда о нем. Собрала и передала в дар школьного музея бесценный материал о своем однокласснике.

    По объективным причинам  в 1991 году музей «Молодая гвардия» школы № 8 прекратил свою деятельность.

    Четверть века в лицее чтили традиции, сложившиеся еще при работе музея.

    Это ежегодное проведение 8  февраля – Дня юного героя-антифашиста, линейки в День 9 мая с возложением цветов к  памятнику Олегу Кошевому.

    К сожалению, сегодняшний день нашей России сложен и труден. Разрушены нравственные идеалы, ощущается духовный застой, экономические проблемы – всё это захлестнуло общество и может превратить нас в людей, утративших память.

    Перед нашим обществом встала опасность потери исторической памяти, именно поэтому особую роль приобретает краеведение.

    Мы понимаем, что именно ему, в большей мере, чем какому-либо другому виду деятельности, необходимо восстанавливать у молодого поколения историческую память, воспитывать нравственность, гражданственность, обострённое чувство сопричастности и ответственности за всё происходящее.

    Нам сегодня удалось найти и собрать бесценные материалы о работе подпольной организации и подвиге героев-молодогвардейцев, которые сохранились в архиве лицея №8.

    Но восстановить музей «Молодая гвардия» сейчас не возможно. Города Краснодон и Луганск, в которых находятся материалы героев – молодогвардейцев, охвачены войной, музеи в других городах перестали существовать, на запрос о сотрудничестве с домом-музеем Бориса Главана в Молдавии мы получили ответ, что это является достоянием другой республики.

    Подготовка к открытию  музея – это труд  всего педагогического  коллектива и учащихся лицея на протяжении многих лет. Огромные слова благодарности мы произносим нашим ветеранам Бобылевой Ольге Федоровне, Аникиной Фаине Иосифовне, Алфутовой Людмиле Матвеевне, Шишкиной Надежде Борисовне, заместителю директора по воспитательной работе Антоновой Екатерине Евгеньевне, учителю истории Юрьевой Ларисе Михайловне, старшей вожатой Рекута Людмиле Викторовне, родителю Чернову Константину Анатольевичу, ведущему специалисту Архивного управления Томской области, командиру поискового отряда «Сибирский стрелок», представителям общественных организаций Елезову Максиму Анатольевичу, председателю томской региональной молодежной общественной организации «Поисковый отряд «Патриот»», Северюгину Ивану Владимировичу, командиру поискового отряда «За Родину», принявшим активное участие в подготовке к открытию музея.

    Тот подъём, желание и настрой, который  кипел тогда в стенах школы, живет и ныне  в сердцах учителей и  учеников лицея.

    Для музея «Героям посвящается…» наши лицеисты собрали богатый материал о своих родственниках, близких, земляках участниках Великой Отечественной войны.

    5 мая 2016г. состоялось торжественное открытие лицейского музея «Героям посвящается…» Время летит, в историю двадцатого века входят такие понятия, как афганская и чеченская война, «горячие точки». История здания школы, школа №8, ее выпускники и педагоги, являются так же предметом гордости и заслуживают исторической памяти.  И эти странички мы уже вписали и еще впишем в летопись истории нашего музея.

    С 2016 года школой руководит Чолокоглы Алина Олеговна, победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года», стипендиат Губернатора Томской области.

    Годы летят быстро, и уже в этом году моя школа отметит 80 годовщину со дня своего образования. Ей есть чем гордиться. Восьмой лицей действительно – один из лучших и престижных в городе. За  годы существования  лицей окончили  4907 выпускников: 182 ученика окончили образовательное учреждение с медалью, причем, с золотой медалью – 61 человек, с серебряной – 130 человек. На протяжении всех этих 80-ти лет школа оставила свой светлый след в душе каждого выпускника и они с теплотой и радостью вспоминают школьные годы.

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 8 г. Томска играет заметную роль в развитии муниципальной и региональной системы образования, является:

    – Победителем конкурса на получение денежного поощрения коллективам областных, государственных и муниципальных образовательных учреждений Томской области, внедряющих инновационные программы, 2010 г. и 2013 г.;

    – Победителем всероссийского конкурса «100 лучших предприятий и организаций России – 2013» в номинации «Лучшее учебное учреждение»,

    – Победителем областного конкурса «Школа – территория здоровья» (в рамках областного комплексного мероприятия «Воспитываем здоровое поколение», 2013 г.);

    – Лауреатом премии г. Томска в сфере образования, 2013 год;

    – педагогический коллектив лицея награжден Благодарственным письмом Ассоциации творческих педагогов России за активное участие сотрудников ОУ во Всероссийском интернет-конкурсе педагогического творчества, за создание условий для профессионального развития и обмена опытом между педагогами ОУ, использующих информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности;

    – включен  в Национальный реестр «Ведущие образовательные учреждения России» 2012г., 2013г., 2014г., 2015 г.

    Лицей является участником

    – Федеральной инновационной площадки НОУ ДПО ИСДП «Механизм внедрения системно-деятельностного подхода с позиций непрерывности образования  (ДО-НОО-ООО)»;

    – Всероссийской экспериментальной площадкой Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» Федерального государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» по теме «Механизмы реализации ФГОС и ФГТ на основе деятельностного метода Л.Г. Петерсон с позиций непрерывности образовательного процесса на ступенях ДОУ-начальная школа-средняя школа».

    Для человека 80 лет – это подведение окончательных итогов.  После этого рубежа сложно найти силы сделать что-то важное в своей жизни. Для моей же школы этот возраст – лишь повод для гордости. Сколько сделано, и сколько еще будет сделано! Ведь школа, несмотря на столь долгую жизнь молода! Потому что каждый год приходят новые ребята, в стенах школы постоянное движение, жизнь здесь не затихает ни на одну минуту. Новые технологии, новые методики, новые дела. Несмотря на столь большую историю и солидный возраст, здесь так же ведутся научные поиски, серьезные споры, приумножаются традиции и бережно сохраняется история. Разменяв восьмой десяток, восьмая школа все так же молода и энергична. Время над ней не властно!

    Образование и формы обучения

    Учреждение реализует основные общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования,  среднего (полного) общего образования.

    Основные общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования являются преемственными, то есть каждая последующая программа базируется на предыдущей.

    Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех уровней образования:

    Начальное общее образование (1 уровень) обеспечивает воспитание и развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.

    Основное общее образование  (2 уровень) обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, условия для воспитания, становления и формирования личности обучающегося, для развития его склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению. Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.

    Среднее (полное) общее образование (3 уровень) является завершающим этапом общеобразовательной подготовки и обеспечивает освоение обучающимися общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования. Задачами среднего (полного) общего образования являются развитие интереса к познанию и развитие творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам вводятся предметы по выбору самих обучающихся в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности.  Среднее (полное) общее образование является основой для получения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

    Общее образование является обязательным. Требование обязательности общего образования применительно к конкретному обучающемуся и  сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

    Обучение и воспитание в Учреждении ведутся на русском языке. Изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации регламентируется государственными образовательными стандартами.

    Лицей  самостоятельно выбирает формы, средства и методы обучения и воспитания.   С учетом потребностей и возможностей личности общеобразовательные программы в Учреждении осваиваются в очной, в форме семейного образования, самообразования и в форме экстерната  в порядке и на условиях, предусмотренных действующими нормативными актами. Допускается сочетание указанных форм освоения общеобразовательных программ. Для всех форм получения образования в рамках конкретной основной общеобразовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт.

    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике